?

Log in

No account? Create an account

FACEBANK (фильм «Социальная сеть» как проповедь нового социума)

« previous entry | next entry »
14th. Feb, 2012 | 10:07 am

(«Социальная сеть», 2010, реж. Дэвид Финчер)

Не надо быть гением конспирологии, чтобы разглядеть лицо безликого капитала под маской Дэвида Финчера. Режиссёр умер, да здравствует режиссёр! Остаётся только смириться с тем, что нам понравился фильм «Социальная сеть»: ведь он и был задуман для удовлетворения усреднённого человеческого сердца. Миру кинематографа, как и всему нашему миру, живущему по законам капитала, нужны роботы-режиссёры, роботы-сценаристы и роботы-актёры, чтобы иметь заведомые гарантии внятности и привлекательности конечного продукта. Шаг влево, шаг вправо – и выйдешь из финансового потока. Чуткость к деньгам воспитывает чуткость к подаче материала. Дэвид Финчер может сколько угодно заявлять о том, что ему просто как художнику была любопытна фигура Марка Цукерберга – основателя сети Facebook. Кто же поверит зайцу, рекламирующему батарейки, вставленные ему в спину? Нет, мы уже отравлены подозрением. В любой информации мы чуем чей-то интерес, а значит и фильм «Социальная сеть» – мы уверены! – всего лишь большой рекламный ролик, но (внимание!) это не прямолинейная реклама старого типа, это не реклама частной лавчонки, сайта Facebook, стоимостью 25 миллиардов, этот фильм есть реклама Нового Бизнес-Бытия. Мировой финансовый глобализм заявляет нам о своём наступлении ныне и присно и вовеки веков. Каждый из нас отныне схвачен, удостоверен и приведён к присяге. Братья и сестры, блаженны богатые духом, ибо их есть Царствие Земное.

Простой смертный и не понимает, что ему под видом классической истории американского успеха рекламируют ложную картину мира. Ложь заключается в том, что успех основателя Facebook – не есть нечто доступное каждому смертному. Фильм вроде бы говорит: – На, возьми успех за рога, всё просто! – Но эта простота неподвластна обычному человеку: он никогда никуда не вырвется из своего десятичасового рабочего стойла, а если под впечатлением от рекламы Нового Интернет-Света ринется на добычу web-money-золота, то так и сгинет на современном IT-Клондайке, потому что невозможно сделать шесть миллиардов разных сайтов Facebook и чтобы каждый из них стоил по 25 миллиардов долларов. Это обнулит ставки. Но нам упрямо прописывают веру в удачу, как доступное каждому средство выйти в люди. Вот же, смотри: Цукерберг вышел, а чем ты хуже? Он, в общем-то, такой простой парень, ну упрямый, но далеко не Менделеев, не Эйнштейн; инструментарий его ремесла – доступен любому: Интернет, компьютер и вся недолга. Поваренная книга успеха даёт лёгкий рецепт, но пройти этот путь никому из кинозрителей не под силу. Потому что кино – не об этом. Тогда кто и что имеет нам сообщить? Ответ таков.

«Социальная сеть» снят новой финансовой элитой как пропагандистская лента о новых господах мира. Как буржуазная революция в своё время была войной юной, неведомой, но сильной промышленной буржуазии, войной нового способа накопления капитала против отяжелевшей феодальной аристократии, против устоявшегося социального порядка, так и фильм Финчера есть пропагандистское наступление новой мировой финансовой власти на лагерь классического капитала. Не зря в фильме так высмеиваются англичане с их Гарвардами и Кэмбриджами: классические яппи, живущие по классическим капиталистическим правилам «купи-продай», ещё сильны, ещё глубока и жирна нефть, ещё дешевы в производстве и дороги в продаже оружейные комплексы, ещё бесплатны и многочисленны китайцы и бангладешцы – классические капиталистические сферы ещё сильны, но им на смену идут новые мальчишки с миллиардами за пазухой. Паренёк «из наших», кудряшка и ботаник Цукерберг вызывает симпатию у зрителей, а его соперники – молодые красивые снобы из закрытых клубов Англии – смешны и бесхарактерны. И мы, наивные зрители, воспитанные на классическом восприятии мира, всей своей сопереживающей душой работаем на подрыв авторитета классической финансовой элиты. – Вы не любите холёных и богатых от рождения? Тогда идите к новым хозяевам жизни! Мы не чванливы, мы просты, мы в рваных кедах ходим, – словно говорит нам кто-то неслышным голосом за кадром. А мы, простые люди, мы же неосознанно, по своей природе желаем равенства: мы смотрим кино и переживаем за новую финансовую элиту (как она? справится?), якобы персонифицированную в Марке Цукерберге, а на деле – стоящую в глубокой тени и не выдающую своих подлинных хотений.

На наших глазах разворачивается новый финансовый порядок мира, но рык Нового Рынка ещё робок. Ещё бесплатны медицина и образование, ещё не отменено понятие пенсионного возраста. Ещё ничего не начиналось. Но наши дети растут, подвёрстывая своё поведение под кредо новых героев Финчера, демонстрирующих, что работа – это нечто виртуальное, что сиди себе, пиши коды, а потом иди и покупай девок, пей коктейли. Нам покажут поедателя жизни, но ни за что не упомянут врача, принимающего роды, не покажут хлебороба, трясущегося над пшеницей, из которой потом смолотят и испекут булки; из круга нашего восприятия вытравят винодела, благодаря которому мы бываем по-настоящему веселы в этой загнанной суете. Мир как супермаркет; булки растут на полках, а не на полях; не задумывайся – иди и купи, восприми жизнь как мы её задумали, – шепчут нам в ухо. Из новостей «Первого канала», т.е. из источника, призванного создавать общее поле восприятия жизни в масштабах России, мы узнаём о преимуществах работы freelance, о том, как здорово программист из Сургута может получать московскую зарплату. Но – стоп, остыньте! Программирование и дизайн – это хорошо и красиво, но как быть с freelance-родами или freelance-энергообеспечением-городов? И нам объясняют: так ведь это работы старого типа, на них идут не встроившиеся в новое модернизированное IT-общество учителя и врачи. А мы – молодое мясо – горим желанием впрыгнуть в эту бурлящую вулканическую помойку жизни, получить 15 минуты лавы и свариться в этом расчеловеченном бульоне. Вы давно слышали от кого-либо слово человечество? Готовьтесь никогда его больше не услышать. Человечество вырождается в Социум. Формализм и вежливость вместо разумности и доброты.

«Открой account в Face-bank и положи свою душу на счёт». В рамках мирового рекламного турне фильм «Социальная сеть» презентует Землю, как новый финансовый Вудсток, которому впредь не будет конца, потому что у каждого на руке будет стоять несмываемый login-знак клиента Face-bank. Подавленные и покорные киноакадемики, явно не понимая, что творят, вручают Золотой Глобус двухчасовому рекламному ролику транснациональной корпорации Face-bank! Мир у Ваших ног, господа! Вы переформатировали человеческое восприятие, последняя крепость человеческого самоуважения пала: теперь мы никто! Мы не homo sapiens, мы не русские, не американцы, не эллины и не иудеи, мы все отныне фрэнды и владельцы account’ов, мы равны, безлики и никому не нужны, кроме приручающей и подминающей нас под себя корпорации Face-bank.

Как же так вышло, что мы смотрим фильм и не понимаем, что нам показывают? Дело в том, что это не старое доброе искусство, это не дурачок Чаплин, это новая машинерия финансового Вермахта гудит в свои трубы, собирая воодушевлённых гитлерюгентов под знамёна нового Похода на Мир. Drung nach Welt! Но не бойтесь быть покорёнными в этой войне, вы будете востребованы пуще прежнего! Ведь новый Князь Мира не будет мараться с финансовым пылесосом: он завербует нас в горничные, и мы с радостью и благоговением кинемся сдувать долларовые пылинки с континентальных ковров, исполняя Его волю. Мы все приняты на работу, мы все машем метёлками и вениками, выметая друг из друга жизнь и радость. Мы уже и знать не знаем, зачем нам мускулы, мы уже не помним о юморе, дружбе, о бесцельных прогулках, мы настроены исключительно на ежесекундную прибыль. Ещё грядёт время, когда финансовые полицейские заменят обычных, чтобы бесстрастно штрафовать за праздность. Бездействие, отсутствие в твоих действиях прибыли станет обвинением, ипотека будущего заграбастает всех младенцев ещё до их рождения, и каждый вновь появляющийся уже будет иметь за собой долг перед банком.

Я не вижу света в конце туннеля, хоть и включаю все фонари своей лёгкости и надежды. Представление о жизни как о Божьем Даре ещё воодушевляет меня, но как у социального животного у меня уже нет сил верить в общечеловечность. Я не помню, когда меня подменили, я уже почти не сомневаюсь в верности и подлинности происходящего. И если меня попросят выбрать между деньгами и другом, я боюсь своего ответа, я боюсь своего выбора, рождающегося уже как-то помимо меня в моём сердце. Кто ты, держащий меня в своих лапах? Можешь ли отпустить хоть на час или я навеки охвачен твоей заботой? Неужели это и есть жизнь, неужели всё так скучно, мой Князь?!

8-16 февраля 2011
Красково

ссылка | Комментировать |

Comments {4}

karmishin

(без названия)

from: karmishin
date: 14th. Feb, 2012 09:10 am (UTC)
ссылка

паша, год прошёл! даёшь свежее!

Ответить | Thread

velworks

(без названия)

from: velworks
date: 14th. Feb, 2012 06:53 pm (UTC)
ссылка

Да нет, дела по видимому еще хуже. Как заметил еще Уэльбек в первом своем романе L'extencion du domain de la lutte, a позже в le monde comme supermarche, хотя это и не проходит главной темой у новых поколений в выражаясь матеметическим языком, алгебре не определена функция того, что раньше называлась "интересом к жизни", и в этом смысле применение, например древней порицательной формулы "ленивы и нелюбопытны" сродни делению на ноль. Есть все, керлинг, фистинг, римминг, серфинг и прочее, но нет "интереса к жизни". Переживанию, например, если оно не переосуществелено в простое и понятное действие просто нет цены. Когда какое-то время назад я заявил в одной из дискуссий, что не вижу концептуальной разницы между "Селигером" и кампусом Google, на меня даром что собак иные не спустили. Хотя, к примеру наблюдения за сегодняшней поп-культурой убеждают меня именно в этом. Отсюда и эстетический релятивизм, и политкорректность, ивсе все прочее. А мордокнига - это только отражение происходящих процессов. лицевая сторона корпоративной диктатуры.

Я тут как-то поразмышлял на эту тему, и даст бог, продолжу при случае:
http://newsnob.com/articles/20110516_973

Ответить | Thread

besin

(без названия)

from: besin
date: 14th. Feb, 2012 11:40 pm (UTC)
ссылка

Паша, приезжай в гости на поправку! :-) Может опять вулкан бабахнет, вот и поговорим на темы разные.

Ответить | Thread

fenidong

(без названия)

from: fenidong
date: 16th. Mar, 2013 03:04 pm (UTC)
ссылка

Всегда есть вариант свалить куда-нибудь на Ямал или на Путораны. А там на наш век свободы ещё хватит. :)

Ответить | Thread