Павел Лукьянов (karamora1977) wrote,
Павел Лукьянов
karamora1977

FACEBANK (фильм «Социальная сеть» как проповедь нового социума)

(«Социальная сеть», 2010, реж. Дэвид Финчер)

Не надо быть гением конспирологии, чтобы разглядеть лицо безликого капитала под маской Дэвида Финчера. Режиссёр умер, да здравствует режиссёр! Остаётся только смириться с тем, что нам понравился фильм «Социальная сеть»: ведь он и был задуман для удовлетворения усреднённого человеческого сердца. Миру кинематографа, как и всему нашему миру, живущему по законам капитала, нужны роботы-режиссёры, роботы-сценаристы и роботы-актёры, чтобы иметь заведомые гарантии внятности и привлекательности конечного продукта. Шаг влево, шаг вправо – и выйдешь из финансового потока. Чуткость к деньгам воспитывает чуткость к подаче материала. Дэвид Финчер может сколько угодно заявлять о том, что ему просто как художнику была любопытна фигура Марка Цукерберга – основателя сети Facebook. Кто же поверит зайцу, рекламирующему батарейки, вставленные ему в спину? Нет, мы уже отравлены подозрением. В любой информации мы чуем чей-то интерес, а значит и фильм «Социальная сеть» – мы уверены! – всего лишь большой рекламный ролик, но (внимание!) это не прямолинейная реклама старого типа, это не реклама частной лавчонки, сайта Facebook, стоимостью 25 миллиардов, этот фильм есть реклама Нового Бизнес-Бытия. Мировой финансовый глобализм заявляет нам о своём наступлении ныне и присно и вовеки веков. Каждый из нас отныне схвачен, удостоверен и приведён к присяге. Братья и сестры, блаженны богатые духом, ибо их есть Царствие Земное.

Простой смертный и не понимает, что ему под видом классической истории американского успеха рекламируют ложную картину мира. Ложь заключается в том, что успех основателя Facebook – не есть нечто доступное каждому смертному. Фильм вроде бы говорит: – На, возьми успех за рога, всё просто! – Но эта простота неподвластна обычному человеку: он никогда никуда не вырвется из своего десятичасового рабочего стойла, а если под впечатлением от рекламы Нового Интернет-Света ринется на добычу web-money-золота, то так и сгинет на современном IT-Клондайке, потому что невозможно сделать шесть миллиардов разных сайтов Facebook и чтобы каждый из них стоил по 25 миллиардов долларов. Это обнулит ставки. Но нам упрямо прописывают веру в удачу, как доступное каждому средство выйти в люди. Вот же, смотри: Цукерберг вышел, а чем ты хуже? Он, в общем-то, такой простой парень, ну упрямый, но далеко не Менделеев, не Эйнштейн; инструментарий его ремесла – доступен любому: Интернет, компьютер и вся недолга. Поваренная книга успеха даёт лёгкий рецепт, но пройти этот путь никому из кинозрителей не под силу. Потому что кино – не об этом. Тогда кто и что имеет нам сообщить? Ответ таков.

«Социальная сеть» снят новой финансовой элитой как пропагандистская лента о новых господах мира. Как буржуазная революция в своё время была войной юной, неведомой, но сильной промышленной буржуазии, войной нового способа накопления капитала против отяжелевшей феодальной аристократии, против устоявшегося социального порядка, так и фильм Финчера есть пропагандистское наступление новой мировой финансовой власти на лагерь классического капитала. Не зря в фильме так высмеиваются англичане с их Гарвардами и Кэмбриджами: классические яппи, живущие по классическим капиталистическим правилам «купи-продай», ещё сильны, ещё глубока и жирна нефть, ещё дешевы в производстве и дороги в продаже оружейные комплексы, ещё бесплатны и многочисленны китайцы и бангладешцы – классические капиталистические сферы ещё сильны, но им на смену идут новые мальчишки с миллиардами за пазухой. Паренёк «из наших», кудряшка и ботаник Цукерберг вызывает симпатию у зрителей, а его соперники – молодые красивые снобы из закрытых клубов Англии – смешны и бесхарактерны. И мы, наивные зрители, воспитанные на классическом восприятии мира, всей своей сопереживающей душой работаем на подрыв авторитета классической финансовой элиты. – Вы не любите холёных и богатых от рождения? Тогда идите к новым хозяевам жизни! Мы не чванливы, мы просты, мы в рваных кедах ходим, – словно говорит нам кто-то неслышным голосом за кадром. А мы, простые люди, мы же неосознанно, по своей природе желаем равенства: мы смотрим кино и переживаем за новую финансовую элиту (как она? справится?), якобы персонифицированную в Марке Цукерберге, а на деле – стоящую в глубокой тени и не выдающую своих подлинных хотений.

На наших глазах разворачивается новый финансовый порядок мира, но рык Нового Рынка ещё робок. Ещё бесплатны медицина и образование, ещё не отменено понятие пенсионного возраста. Ещё ничего не начиналось. Но наши дети растут, подвёрстывая своё поведение под кредо новых героев Финчера, демонстрирующих, что работа – это нечто виртуальное, что сиди себе, пиши коды, а потом иди и покупай девок, пей коктейли. Нам покажут поедателя жизни, но ни за что не упомянут врача, принимающего роды, не покажут хлебороба, трясущегося над пшеницей, из которой потом смолотят и испекут булки; из круга нашего восприятия вытравят винодела, благодаря которому мы бываем по-настоящему веселы в этой загнанной суете. Мир как супермаркет; булки растут на полках, а не на полях; не задумывайся – иди и купи, восприми жизнь как мы её задумали, – шепчут нам в ухо. Из новостей «Первого канала», т.е. из источника, призванного создавать общее поле восприятия жизни в масштабах России, мы узнаём о преимуществах работы freelance, о том, как здорово программист из Сургута может получать московскую зарплату. Но – стоп, остыньте! Программирование и дизайн – это хорошо и красиво, но как быть с freelance-родами или freelance-энергообеспечением-городов? И нам объясняют: так ведь это работы старого типа, на них идут не встроившиеся в новое модернизированное IT-общество учителя и врачи. А мы – молодое мясо – горим желанием впрыгнуть в эту бурлящую вулканическую помойку жизни, получить 15 минуты лавы и свариться в этом расчеловеченном бульоне. Вы давно слышали от кого-либо слово человечество? Готовьтесь никогда его больше не услышать. Человечество вырождается в Социум. Формализм и вежливость вместо разумности и доброты.

«Открой account в Face-bank и положи свою душу на счёт». В рамках мирового рекламного турне фильм «Социальная сеть» презентует Землю, как новый финансовый Вудсток, которому впредь не будет конца, потому что у каждого на руке будет стоять несмываемый login-знак клиента Face-bank. Подавленные и покорные киноакадемики, явно не понимая, что творят, вручают Золотой Глобус двухчасовому рекламному ролику транснациональной корпорации Face-bank! Мир у Ваших ног, господа! Вы переформатировали человеческое восприятие, последняя крепость человеческого самоуважения пала: теперь мы никто! Мы не homo sapiens, мы не русские, не американцы, не эллины и не иудеи, мы все отныне фрэнды и владельцы account’ов, мы равны, безлики и никому не нужны, кроме приручающей и подминающей нас под себя корпорации Face-bank.

Как же так вышло, что мы смотрим фильм и не понимаем, что нам показывают? Дело в том, что это не старое доброе искусство, это не дурачок Чаплин, это новая машинерия финансового Вермахта гудит в свои трубы, собирая воодушевлённых гитлерюгентов под знамёна нового Похода на Мир. Drung nach Welt! Но не бойтесь быть покорёнными в этой войне, вы будете востребованы пуще прежнего! Ведь новый Князь Мира не будет мараться с финансовым пылесосом: он завербует нас в горничные, и мы с радостью и благоговением кинемся сдувать долларовые пылинки с континентальных ковров, исполняя Его волю. Мы все приняты на работу, мы все машем метёлками и вениками, выметая друг из друга жизнь и радость. Мы уже и знать не знаем, зачем нам мускулы, мы уже не помним о юморе, дружбе, о бесцельных прогулках, мы настроены исключительно на ежесекундную прибыль. Ещё грядёт время, когда финансовые полицейские заменят обычных, чтобы бесстрастно штрафовать за праздность. Бездействие, отсутствие в твоих действиях прибыли станет обвинением, ипотека будущего заграбастает всех младенцев ещё до их рождения, и каждый вновь появляющийся уже будет иметь за собой долг перед банком.

Я не вижу света в конце туннеля, хоть и включаю все фонари своей лёгкости и надежды. Представление о жизни как о Божьем Даре ещё воодушевляет меня, но как у социального животного у меня уже нет сил верить в общечеловечность. Я не помню, когда меня подменили, я уже почти не сомневаюсь в верности и подлинности происходящего. И если меня попросят выбрать между деньгами и другом, я боюсь своего ответа, я боюсь своего выбора, рождающегося уже как-то помимо меня в моём сердце. Кто ты, держащий меня в своих лапах? Можешь ли отпустить хоть на час или я навеки охвачен твоей заботой? Неужели это и есть жизнь, неужели всё так скучно, мой Князь?!

8-16 февраля 2011
Красково

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments